Статус, особенности и сфера применения квалификационных характеристик

Предыдущая29303132333435363738394041424344Следующая

Квалификационные характеристики должностей работников образования и должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, как и другие квалификационные характеристики должностей, содержащиеся в ЕКС, являются обязательными для применения в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом.

Квалификационные характеристики должностей работников образования состоят из четырех разделов: I – "Общие положения"; II – "Должности руководителей"; III – "Должности педагогических работников"; IV – "Должности учебно-вспомогательного персонала".

Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования так же состоят из четырех разделов: I – "Общие положения"; II – "Должности руководителей"; III – "Должности профессорско-преподавательского состава"; IV – "Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала".

Раздел "Общие положения" квалификационных характеристик

В разделах "Общие положения" КХ должностей работников образования и КХ должностей работников вузов установлено, что требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности. В указанных разделах предусмотрено также, что:

· квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, определяемых с учетом особенностей организации их труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников;

· при необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Так, например, в должностной инструкции работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений (далее – ОУ) высшего профессионального образования и ОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должностные обязанности могут конкретизироваться в пределах установленной продолжительности рабочего времени, составляющей 36 ч в неделю:



· объем преподавательской работы (объем учебной нагрузки);

· обязанности в зависимости от профиля кафедры, связанные с осуществлением научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы.

При этом объем преподавательской работы каждого преподавателя в пределах установленной продолжительности рабочего времени определяется ОУ в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать в учебном году: 900 ч – в ОУ высшего профессионального образования и 800 ч – в ОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

В должностной инструкции педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели должностные обязанности конкретизируются с учетом:

· выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

· подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации.

Кроме того, необходимо учитывать, что при разработке должностных инструкцийдопускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например: в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников; в случае отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменения режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

При этом учителя, осуществляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением, в каникулярный период или в случае отмены учебных занятий для таких детей по независящим от учителя причинам привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов, установленного им для индивидуального обучения таких детей до начала каникул (отмены занятий), с сохранением заработной платы.

Преподаватели образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, во время зимних каникул, а также в период летних каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий, как это установлено п. 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени.

Уточнение перечня работ (обязанностей) допускается также согласно п. 8.2 Положения об особенностях режима рабочего времени у воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 ч работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 ч работы). Так, в целях отработки воспитателями 36-часовой недельной нормы рабочего времени предусматривается:

· либо одновременная ежедневная работа двух воспитателей в течение 6 ч в неделю для каждого воспитателя;

· либо работа по замене каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам;

· либо выполнение работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка ОУ и иными локальными актами.

Основанием для уточнения перечня работ (обязанностей) педагогических работников могут также служить положения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений"[7]. Так, в целях обеспечения для отдельных учителей гарантий выплаты ставки заработной платы в полном размере предусматриваются случаи их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, если учителям не может быть обеспечена полная учебная нагрузка. Об отсутствии возможности обеспечения учителей полной учебной нагрузкой и о догрузке их другой педагогической работой учителя должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

К таким учителям относятся:

· учителя 1–4-х классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

· учителя 1–4-х классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющие достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

· учителя русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;

· учителя физической культуры сельских общеобразовательных учреждений;

· учителя иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.


7165150077844067.html
7165212438425436.html
    PR.RU™