Региональные и местные налоги

12

Как уже отмечалось, субъекты федерации США — штаты — обладают довольно широким кругом налоговых полномо­чий. Фактически в каждом штате существует своя собствен­ная налоговая система (параллельно с федеральной). Часть налогов корреспондирует с федеральной составляющей нало­говой системой (подоходные налоги), часть — образует само­стоятельный уровень налогообложения.

Штаты вправе устанавливать собственные подоходные налоги. При этом их нормотворчество ограничено двумя положениями Конституции страны. Первое — штаты не имеют права вводить налоги на внешнюю торговлю и внешнеэконо­мические операции (это исключительная прерогатива федера­ции). Второе ограничение требует, чтобы налоги, введенные каким-либо штатом, действовали только в пределах юрисдик­ции этого штата.

В практике США сложились следующие подходы к постро­ению подоходных налогов штатов.

1. На уровне штата устанавливаются ставки подоходного налога от базы по федеральному подоходному налогу в виде очищенного дохода (Аризона, Калифорния, Коннектикут, Делавэр, Нью-Йорк и т.д.).

2. За основу налоговой базы, исходя из которой рассчиты­вается подоходный налог штата, берется федеральный налогооблагаемый доход (Колорадо, Гавайи, Миннесота и т.д.).

3. Налог исчисляется пропорционально федеральным нало­говым обязательствам (Северная Дакота, Вермонт).

4. Подоходным налогом штата облагаются только некото­рые виды процентов и дивидендов (Нью-Гэмпшир, Теннесси).

5. Подоходный налог строится полностью самостоятельно (без каких-либо пересечений с федеральными нормами о подо­ходном налоге). Такой порядок действует в штатах Алабама, Арканзас, Миссисипи и т.д.;

6. На уровне штата подоходный налог не взимается (Аля­ска, Флорида, Невада, Южная Дакота, Техас, Вашингтон, Вай­оминг) .

Власти штатов и местных образований (округов, муниципа­литетов и т.д.) также пользуются своим правом установления налога на прибыль корпораций. Практически во всех штатах и некоторых муниципальных образованиях в том или ином виде действует налог на прибыль.

Несмотря на то, что отдельные правила налогообложения могут отличаться в зависимости от региона, как правило, в состав налогооблагаемого дохода включаются все доходы, полученные корпорацией, находящейся в пределах конкретной налоговой юрисдикции (штата, округа, муниципалитета). Уро­вень ставок значительно ниже, чем на федеральном уровне, кроме этого, далеко не все штаты используют прогрессивную шкалу. Максимальная предельная ставка налога на прибыль корпораций на региональном уровне составляет 12%.

Суммы налогов, уплаченных корпо­рацией в бюджет штата и (или) муниципалитета, подлежат вычету из валового налогооблагаемого дохода при определе­нии обязательств по федеральному корпорационному налогу.



Во многих штатах (за исключением Аляски, Орегона, Мон­таны, Нью-Гэмпшира, Делавэра и Гавайев) используются раз­новидности общих налогов на товары и услуги: как правило, в форме налога с продаж. Согласно Конституции США субъ­екты федерации относительно налоговых полномочий огра­ничены пределами своих юрисдикций. Однако в практиче­ской деятельности возникают ситуации, при которых рези­дент штата, использующего налог с продаж, приобретает товар (услугу) в том штате, где такой налог не взимается. Подобная ситуация приводит к возникновению налоговой выгоды, что нарушает право штата на взимание налогов. Решением дан­ной проблемы становится взимание налога на использование (use tax), ставки которого, как правило, соответствуют ставке регионального налога с продаж для аналогичного товара.

Местные власти также пользуются своим правом на уста­новление и взимание налогов с продаж, поэтому в тех штатах, где на региональном уровне не взимается общий налог, тем не менее осуществляется обложение налогами с продаж на уровне муниципалитетов и городов.

Каждый субъект федерации и (в большинстве случаев) местные органы власти вправе устанавливать свои налоги с продаж. По регионам существенно различаются и состав товаров и услуг, облагаемых данным видом налогов, и нало­говые ставки, которые варьируются от нескольких сотых до 9,5%. Кроме этого, в некоторых штатах те продавцы, кото­рые реализуют свою продукцию не для целей конечного потребления (например, производители полуфабрикатов, оптовые продавцы и т.п.), должны получить специальный сертификат, удостоверяющий отсутствие у них обязанности уплаты налога с продаж.

К налоговым полномочиям региональных и местных вла­стей, безусловно, относится право на взимание на региональном и местном уровне налогов на имущество организаций, налогов на имуще­ство физических лиц, налогов на землю. Что касается природ­ных ресурсов, то здесь основным видом применяемых налогов являются налоги на использование товаров и услуг, или на раз­решение на их использование, или на осуществление какой-либо деятельности (т.е. налоги, относящиеся к категории нало­гов на товары и услуги). Так, в нефте- и газодобывающих шта­тах (например, Техас) взимается налог на добычу полезных ископаемых (severance tax). Также во многих штатах Восточ­ного побережья США взимаются налоги с доходов от вырубки леса, которые рассчитываются в процентах от стоимости выра­ботанного продукта, а не от прибыли.

Налоговая система США постоянно изменяется, как под воз­действием изменений рыночной конъюнктуры, так и в связи со сменой политических партий, приходящих к власти. На уровне федерального правительства налоговые реформы часто отвечают определенным научным подходам, которые развиваются в ответ на снижение эффективности прежних политических решений. Власти штатов обладают значитель­ной автономией как в части установления налогов и сборов, так и в части их администрирования. В связи с этим налого­вая система США в территориальном аспекте весьма разно­образна и сложна.


7166721786506004.html
7166767334703122.html
    PR.RU™