Проверка и регулировка тепловых зазоров

Регулировка тепловых зазоров ГРМ различных автомобилей не одинакова. В двигателях марок «ЗМЗ», «ЗИЛ», «КамАЗ» теп­ловой зазор устанавливается с помощью щупа 6 (рис. 12.5), вра­щая отверткой 4 регулировочный винт 3, при этом контргайку 2 следует несколько отпустить. После регулировки, удерживая винт 3 отверткой 4, необходимо затянуть контргайку 2 рожко­вым ключом и проверить величину зазора. Если величина зазора при затяжке контргайки изменится, регулировку повторяют.

В двигателях автомобилей марки «ВАЗ» классической ком­поновки регулировку тепловых зазоров выполняют вращая регу­лировочный винт 2 (рис. 12.6) с последующим фиксированием его контргайкой 3.

В переднеприводных автомобилях марки «ВАЗ» подбираются регулировочные шайбы необходимой толщины, которые уста­навливаются между кулачками распределительного вала и ци­линдрическим толкателем. При этом соблюдается жесткая по­следовательность операций:

1) вывернуть свечи зажигания;

2) повернуть коленчатый вал до совмещения установочных меток на шкиве и задней крышке зубчатого ремня (рис. 12.7, а), затем довернуть его еще на 40—50° (2,5—3 зуба на шкиве распре­делительного вала), при этом в первом цилиндре будет такт ра­бочего хода;

3) проверить щупом величину зазоров первого и третьего ку­лачков распределительного вала (рис. 12.7, б) (номера кулачков начинаются от шкива распределительного вала);

4) если величина зазора не соответствует норме, следует раз­вернуть толкатель прорезью к себе (прорези находятся в верхней части толкателя) и утопить толкатель 3 упором 4 (рис. 12.7, в), вставив его между тыльной частью кулачка распределительного вала и регулировочной шайбой 2;

5) зафиксировать толкатель в нижнем положении приспо­соблением 5, установив его между краем толкателя и распреде­лительным валом (рис. 12.7, г);

6) удалить из толкателя регулировочную шайбу узкими губ­ками пинцета и микрометром измерить ее толщину;

7) определить толщину новой шайбы по формуле

Н=В+(А - С),

где В — толщина снятой шайбы; А — величина зазора; С — регу­лируемый зазор;

8) установить в толкатель новую регулировочную шайбу и убрать фиксирующее приспособление, еще раз проверить зазор (зазор считается отрегулированным, если щуп входит с легким защемлением);

9) повернуть коленчатый вал на пол-оборота, что соответст­вует (по метке на шкиве) повороту распределительного вала на 90°, повторить регулировку.

Наличие в ГРМ гидравлических толкателей позволяет авто­матически выбирать зазор в приводе клапана. Однако гидравлические толкатели очень чувствительны к качеству масла и степе­ни его очистки. Коксование масла, продукты изнашивания дета­лей вызывают их заклинивание. При этом возникают ударные нагрузки, которые приводят к поломкам.



В современных двигателяхв качестве привода распредели­тельного вала ГРМ используются роликовые цепи или зубчатые ремни (рис. 12.8 и 12.9).

Натяжение роликовой приводной цепи осуществляется сле­дующим образом: ослабить фиксирующую гайку стержня натяжителя или стопорного винта и провернуть коленчатый вал на 3_4 оборота в направлении его вращения. Натяжное устройство при этом переместится на величину прогиба и автоматически установится необходимое натяжение цепи. Затем затянуть фикси­рующую гайку стержня натяжителя или стопорный винт.

Некоторые конструкции двигателей имеют автоматические натяжители. Гидромеханические натяжители обеспечивают на­тяжение цепи за счет усилия пружины и подачи масла под дав­лением под плунжер. Обратному ходу плунжера препятствует механический стопор. Работу гидравлических натяжителей обес­печивает подача масла под плунжер.

Есть конструкции без обратного клапана, однако чаще всего обратному ходу плунжера натяжителя препятствует масляный клин, образующийся вследствие работы обратного клапана. Ис­пользование автоматических натяжителей позволяет увеличивать ресурс привода и облегчает техническое обслуживание двигателя.

Большее распространение получили такие привода ГРМ, где используются зубчатые прорезиненные кордовые ремни. Их масса меньше массы роликовой цепи. При этом упрощается конструкция двигателя, снижается уровень шума. Однако ре­мень уступает роликовой цепи по надежности. Кроме того, в случае не герметичности уплотнительных манжет коленчатого или распределительного вала масло может попасть на ремень, а это приводит к быстрому его изнашиванию. Долговечность рем­ня зависит от правильного расположения шкивов, они должны находиться в одной плоскости вращения.

Каждый ремень имеет маркировку, где указываются шаг, профиль или число зубьев, ширина ремня.

Замена ремня должна производиться по инструкции заво­да-изготовителя автомобиля, поскольку разрыв ремня и срыв его зубьев приводит к серьезным поломкам двигателя. Ремни, как правило, натягиваются смещением или поворотом специального натяжного ролика (см. рис. 12.9, ролики со стрелкой).



Натяжение ремня ГРМ наиболее просто проверяется нажа­тием рукой на его длинную ветвь. При усилии 24,5—39,2 Н ре­мень должен прогибаться на 5—20 мм.

В автомобилях марки «ВАЗ», например, натяжение ремня ГРМ считается нормальным, если ремень закручивается на 90° от усилия 14,7—19,6 Н в средней части его ветви между зубчаты­ми шкивами распределительного и коленчатого валов.

В современных двигателях применяются автоматические гидромеханические натяжители ремня.


7168388230764621.html
7168415451569578.html
    PR.RU™